Школьное образование станет эффективнее благодаря развитию системы оценки качества
В рамках выставки «УчСиб – 2014» прошло заседание Координационного совета по образованию Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», на котором обсуждался вопрос оценки качества муниципальных образовательных систем и образовательных организаций.
Использование эффективных инструментов оценки качества образовательных систем (от конкретных учреждений до муниципальных образований) позволит не только выявить сильные и слабые стороны в образовательном процессе, но и поможет при распределении ресурсов, в том числе финансовых, между этими системами.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию Ирина Мануйлова подчеркнула важность ухода от понимания оценки качества образования как цели к организации управления по результатам этой оценки.
«Важно изменить изначально позицию от того, что нам нужно формировать систему мониторинга и обобщения информации к тому, чтобы принимать решения на основании созданной системы. На мой взгляд, именно эту цель мы должны преследовать, в первую очередь», – отметила она.
К примеру, в Алтайском крае, создан инновационный фонд, средства которого перераспределяются между муниципалитетами на основе анализа внедрения педагогами инновационных технологий в образовательный процесс.
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области разрабатывает систему официальных рейтингов, в результате составления которых муниципалитеты можно будет разделить на три группы: районы-лидеры; районы, которые нуждаются в определенной поддержке и районы, в которых отсутствуют и возможности, и мотивация для развития. Исходя из этого будут определяться способы и размер поддержки.
Формирование систем оценки качества образования происходит на разных уровнях. Поэтому эксперты заострили внимание на том, что, в идеале, система не должна увеличивать нагрузку на педагогов.
«Работая на разных площадках с педагогами, я практически везде слышу одну и ту же претензию: вал отчетности, зачастую совершенно неоправданный, – поделилась Ирина Мануйлова. – Причем отчетность эта рождается на самом низшем уровне: либо в самом учреждении, либо на уровне муниципалитета. Важно понимать, как создание системы оценки качества образования на всех уровнях, начиная от общероссийского, заканчивая школьным, на самом деле коррелирует с друг другом, дополняет друг друга и соответствует требованию закона. На мой взгляд, идеальной система будет тогда, когда те показатели, которые выкладываются на сайте учреждения, являются вполне достаточными для всех систем оценки качества образования. Потому что в этом случае мы разгружаем педагогов».
По информации организатора выставки, компании ITE "Сибирь", в выставке "УчСиб" принимают участие более 180 образовательных учреждений и компаний. В частности Информационный центр германской службы академических обменов (DAAD) в Новосибирске, TBS group, s.r.o. – чешская компания, которая оказывает услуги, связанные с образованием и адаптацией на территории Чехии, школа иностранных языков "Биг Бен", Немецкий культурный центр имени Гёте, Центр языка и культуры Китая, Израильский культурный центр в Новосибирске при Посольстве Государства Израиль в Российской Федерации.