RU EN DE

Переход от грантовой поддержки общественных инициатив к развитию фондов обсудили на III Гражданском форуме «Гражданский диалог»

2024

 

2023

 

2022

 

2021

 

2020

 

2019

 

2018

 

2017

 

2016

 

2015

 

2014

 

2013

 

2012

 

В форуме, который прошел в МВК «Новосибирск Экспоцентр», приняли участие представители общественных организаций, члены Общественной палаты РФ, специалисты федеральных и региональных органов власти, представители социально ответственного бизнеса, эксперты из Новосибирской области и 25 регионов России.

Врио губернатора Новосибирской области Владимир Городецкий отметил: «Я убежден, что трудно достичь эффекта в управлении, если нет профессионального уважительного диалога между властью и общественностью. Сегодняшний форум – это прекрасная возможность обменяться мнениями, услышать друг друга, вооружить себя новыми представлениями о том, что происходит и как лучше реагировать на вызовы времени. Только общественность поможет нам острее чувствовать те проблемы, которые существуют в реальной жизни общества и каждого человека, и, как следствие, найти более выверенные, более эффективные управленческие решения».

Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский заявил, что следствием форума должно быть заметное обновление политики государственных органов в поддержке и развитии общественных инициатив. «Понимая всю важность взаимодействия с обществом, нужно в каждый период времени находить новые эффективные меры взаимодействия, стимулы для повышения общественной инициативы. Грантовые программы сыграли большую роль в активизации общественных организаций и в реализации многих проектов. Но думаю, что сегодня этого уже недостаточно, и нам нужно думать о возможности создания серьезных общественных фондов, которые бы поддерживали работу в самых разных приоритетных направлениях. Создавая такие фонды, мы могли бы более быстро и качественно передавать общественным организациям многие функции государственного регулирования, которые не просто передать отдельным общественным организациям, потому что их очень много и они не всегда консолидированы», – сказал Виктор Толоконский.

О переходе к более системной и последовательной работе в развитии общественных инициатив говорят и на федеральном уровне.

Директор департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин отметил: «На федеральном уровне всё больше заметен потенциал некоммерческого сектора в решении социальных задач (профилактика социального сиротства, поддержка инвалидов, пожилых граждан). Постепенно начинает осуществляться переход от грантовых проектов, которые реализуются на разовой основе, к системной последовательной работе, интеграции проектов некоммерческого сектора экономики в систематическую последовательную деятельность министерств социального блока, которые работают в регионах».

Среди наиболее важных мер, которые были приняты Министерством экономического развития РФ в области поддержки и развития некоммерческого сектора в прошлом году, Артем Шадрин выделил сохранение льготы по социальным платежам для социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20% от фонда заработной платы.

Кроме того, было принято положение Федерального закона о контрактной системе, которое установило квоту 15% от всех госзакупок (кроме закупок для оборонных нужд и ядерного комплекса) для предприятий малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. Таким образом, создаются дополнительные преимущества для негосударственных НКО и малого бизнеса в предоставлении социальных услуг, работ, выпуске продуктов. Эта мера должна повысить устойчивость негосударственного сектора и позволить реализовывать более масштабные проекты.

Еще одно направление – расширение деятельности НКО, которое позволяет относить их к числу социально ориентированных. В закон о некоммерческих организациях уже добавлены следующие виды деятельности:  деятельность в сфере патриотического воспитания; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; развитие межнационального сотрудничества и сохранение самобытности культуры, языков и традиций народов страны. Предполагается включить в закон также такие виды деятельности, как социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов; участие в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ. Эти поправки в ближайшее время будут внесены на рассмотрение в Государственную Думу РФ.

Что касается состояния и развития фондов в России, эксперты отмечают рост финансирования со стороны государства, появление новых грантовых программ. В частности, впервые в 2013 году появились грантовые конкурсы на тему правозащитной деятельности. Главным трендом остается рост гражданской и добровольческой активности. Также эксперты отмечают боле широкое использование интернет-технологий.  

По данным исполнительно секретаря НПГО «Форум доноров» Натальи Каминарской, в 2013 году общий бюджет 80 благотворительных фондов составил более 6 млрд рублей. Максимальный объем средств вкладывали частные фонды. На втором месте – фандрайзинговые фонды, которые собирают средства с большого числа граждан на решение трудных жизненных ситуаций. Ярким примером деятельности фандрайзинговых фондов в прошлом году стала помощь после наводнения на Дальнем Востоке.

Наибольший интерес у фондов по-прежнему вызывают сферы образования и просвещения.  Ими занимаются 66 из 87 благотворительных фондов. У фандрайзинговых фондов на первом месте – здравоохранение и поддержка социально уязвимых групп населения. Гражданские инициативы и правозащитная деятельность находятся на одном из последних мест.

Если говорить о корпоративных фондах, более 60 компаний за 2013 год инвестировали в благотворительность более 13 млрд рублей на различные важные социально значимые проекты. И, что очень показательно, частные пожертвования сотрудников компаний составили 166 млн рублей.

Вернуться к списку