Что мешает введению школьной формы
Проблемы введения школьной формы обсудили эксперты, чиновники, руководители предприятий лёгкой промышленности, родители учеников и директора школ.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» установление требований к одежде обучающихся относится к компетенции образовательных учреждений. Таким образом, каждая школа в нашей стране может ввести собственную школьную форму для учеников.
И хотя с самой идеей о необходимости введения школьной формы уже давно не спорят ни родители, ни учителя (она устраняет признаки социального неравенства, способствует укреплению имиджа образовательной организации, формирует у ребенка представление о деловом стиле и т.д.), а во многих учреждениях форму носили и до принятия закона, остается множество проблем при воплощении этой идеи на практике.
Прежде всего, это связано со способностью отечественных предприятий легкой промышленности обеспечить удовлетворение спроса на школьную форму. В школах в нашей стране обучается 13 млн детей. Это значит, что ежегодно должно отшиваться минимум 13 млн комплектов формы, которые, как правило, состоят из нескольких предметов одежды. А учитывая, что в этом возрасте дети очень быстро растут, все заказы будут приходиться на одно и то же время – месяц-два до начала учебного года.
Производители одежды уверяют, что и с таким наплывом они были бы готовы справиться, если бы знали заранее о планах по пошиву школьной формы и успели заказать необходимые ткани и фурнитуру. Но поскольку единого заказчика формы нет, каждое образовательное учреждение самостоятельно (вместе с родителями учеников) определяет фасон, цвет и состав школьной формы.
Исполнительный директор Национального союза производителей школьной одежды Александра Алдушина предложила для начала ввести в закон об образовании понятие «школьной формы» и установить жесткие требования к этому виду одежды.
С этим предложением согласны представители Роспотребнадзора, поскольку четкие требования помогу избежать использования для пошива некачественных материалов, которые будут негативно сказываться не только на здоровье, но и на эмоционально-психологическом состоянии учащихся.
Как рассказал заместитель министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метелкин, на сегодняшний день подготовлен проект Постановления Правительства РФ, устанавливающий «рамки», которыми должны руководствоваться образовательные учреждения при разработке школьной формы. Определено три вида формы: повседневная, парадная и спортивная. Одежда должна соответствовать погоде, температуре в помещении, месту проведения занятий и др., а также не иметь травмирующих элементов.
Другой немаловажной проблемой, затронутой на круглом столе, является сложность подбора формы для учеников с нестандартной фигурой. В наше время появилось довольно много детей, страдающих ожирением, размеры одежды которых не соответствуют размерам ГОСТ. Таким детям нужен индивидуальный подход, который невозможно обеспечить в рамках работы крупного предприятия легкой промышленности.
Тем не менее, производители готовы идти на компромисс. По словам генерального директора ОАО «Бердчанка» Владимира Степанова, введение школьной формы – это лучший стимул для развития легкой промышленности в нашей стране, и этот процесс должен «разогреть» рынок, способствовать развитию предприятий и созданию новых рабочих мест.
Заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова отметила, что по итогам круглого стола будет сформирована резолюция с предложениями, которую направят в Министерство образования и Министерство промышленности и торговли РФ, а также комитет ГД РФ по образованию, заседание которого состоится уже в ближайшее время.
В рамках выставки «Текстиль и мода. Осень – 2013» прошли показы коллекций школьной формы новосибирских швейных предприятий
Вернуться к списку